История мировой юстиции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры » История мировой юстиции в масштабах страны и региона

История мировой юстиции в масштабах страны и региона

 

О создании мировой юстиции в Ханты-Мансийском

 автономном округе – Югре

 

Связь времен

 

Несмотря    на    сравнительно   небольшой срок       существования      мировой      юстиции в современной России, история этого института отнюдь не нова для нашей страны. Первые мировые суды появились в Российской Империи еще в 1864 году с легкой руки Императора Всероссийского Александра II – инициатора беспрецедентных по своему масштабу либеральных реформ.

Задачей судебной реформы провозглашалось – «водворить в России суд скорый, правый и милостивый, равный для всех подданных, возвысить судебную власть, дать    ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе уважение к закону».

Наряду с  введением мировых судей провозглашались принципы состязательности, гласности, публичности принятия решений при ведении судебного процесса.

                           Император Всероссийский Александр II

 


Репродукция картины В.Е.  Маковского «Семейное дело. У мирового судьи», 1885 г. Холст, масло. 

 

Как указано в Судебных уставах 1864 года, «на мирового судью возлагается рассмотрение всех менее важных дел, ежедневно почти возникающих между большинством населения, значительная часть которого не знает законов, не терпит формализма, уважает естественную справедливость и дорожит временем».

В  Сибири  Судебные  уставы  1864  года  не  были  введены  одновременно  со  всей Россией из-за опасений Правительства давать отдаленному слабо контролируемому региону прогрессивные правовые нормы, а также нежелания тратить значительные средства на введение новой системы правосудия.

«Временные правила о применении Судебных уставов к губерниям и областям Сибири» были   приняты  лишь  в  1896  году.  Да  и  то,  мировые  судьи,  приступившие  с этого времени к отправлению правосудия в Тобольской губернии, осуществляли свою деятельность с рядом ограничений и особенностей. На сибирских мировых судей не распространялись принципы выборности, несменяемости и независимости. Сибирские мировые судьи являлись чиновниками, всецело зависевшими от министра юстиции. Кроме того их деятельность ставилась под надзор окружных судов и прокуратуры.

Таким образом, деятельности мировых судей на сибирской земле осуществлялась в более худших условиях, чем в остальной России: изначально недостаточный штат, крайне скудное финансирование, большие судебные участки и сосредоточение в руках мировых судей одновременно судебных и следовательских функций. 

 

Судебный участок мирового судьи в г. Березово размещался на ул. Базарная (ныне ул.  Собянина, д. 41) в доме самого богатого местного купца К.И.Добровольского, 1897 год.

 

 

Сейчас в отреставрированном историческом здании дома купца К.И.Добровольского (является объектом культурного наследия   Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) располагается Березовская центральная детская библиотека.

 

Тем не менее, в масштабах Российской Империи, по оценкам многих исследователей, судебная    реформа    1864   года    имела   положительный   эффект,   изменив    медлительность и неповоротливость российского суда в лучшую сторону.

Но, сразу после революции 1917 года советская власть институт мировых судей категорически отвергла, как противоречащий господствовавшей тогда идеологии, поскольку он устранял народных заседателей от осуществления правосудия. 

А спустя долгое время – в конце ХХ века, уже в новой России, в условиях нарастающей потребности общества в скором, правом и справедливом суде, родилась идея возрождения института мировых судей.  Мировые судьи, по мнению разработчиков основных направлений судебно-правовой реформы, могли вполне эффективно справиться с поставленными перед правосудием задачами в силу особенностей их организации и деятельности.

 

С чистого листа

 

 Принятие  Федеральных  законов  от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О  мировых  судьях в Российской Федерации» и от 29 декабря 1999 года № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» положило начало возрождению мировой юстиции.

Воссоздание  мировой  юстиции  в  Югре,  как  и  по  всей  стране,  начиналось  с  нуля, как  в  части  законодательного  обеспечения,  так  и  в  части  создания  надлежащих  условий  для отправления правосудия на региональном уровне.

В работу включились региональные ветви исполнительной, законодательной и судебной властей. Думой автономного округа совместно с Судом автономного округа и Управлением Судебного департамента в автономном округе были проведены организационные мероприятия, направленные на принятие окружных законов, касающихся деятельности мировых судей.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра стал одним из первых субъектов Российской Федерации по созданию комплекса условий для начала деятельности мировых судей.

Так, уже 2 августа 1999 года Губернатором автономного округа А.В.Филипенко был подписан Закон автономного округа № 42-оз «О мировых судьях в Ханты-Мансийском автономном округе». Еще через полгода был принят Закон автономного округа от 1 марта 2000 года № 8-оз «О судебных участках и должностях мировых судей в Ханты-Мансийском автономном округе», без которого мировые судьи не могли приступить к исполнению обязанностей:   требовалось   разделить   территорию   округа   на   судебные   участки   исходя из численности населения – от 15 до 30 тысяч человек на участок. В ходе разработки данных законов была проделана огромная, кропотливая работа. В целях обеспечения оптимальной доступности населения к правосудию при определении границ судебных участков и их центров максимально учитывались все условия, в том числе особенности географического положения населенных пунктов и транспортного сообщения между ними в характерных для нашего региона природно-климатических условиях. Не секрет, что территория Ханты-Мансийского автономного округа – Югры характеризуется большой протяженностью, при которой значительное количество населенных пунктов расположены в труднодоступных местностях, затерянных меж рек, озёр, болот, лесов.

Следующим этапом в образовании мировой юстиции в нашем округе стало создание соответствующих материально-технических условий для работы мировых судей. На эти цели Администрацией округа совместно с окружной Думой выделялись необходимые денежные средства из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Параллельно с работой над законодательной базой и созданием материально-технических условий для работы мировых судей, предпринимались и определенные организационные меры, позволившие в кратчайшие сроки представить в Думу автономного округа кандидатуры для назначения их на должности мировых судей.  Уже 14 апреля 2000 года Думой автономного округа были назначены первые мировые судьи судебных участков:

№ 2 в муниципальном образовании Березовский район;

№ 1 в муниципальном образовании Белоярский район;

№ 26 в муниципальном образовании Нефтеюганский район;

№ 34 и № 35 в муниципальном образовании город Пыть-Ях;

№ 54 в муниципальном образовании Советский район.

Для скорейшего начала функционирования всех судебных участков в округе Судом автономного округа совместно с Управлением Судебного департамента в автономном округе, председателями районных (городских) судов был осуществлен комплекс мероприятий, направленных на формирование кадрового резерва будущих мировых судей. С каждым кандидатом   на   должность   мирового  судьи   проводилась  большая  подготовительная   работа с целью определения его профессиональных и морально-волевых качеств. Изначально на сдачу квалификационного экзамена на должность мирового судьи подали заявление 136 кандидатов. По итогам рассмотрения заявлений квалификационные экзамены приняты у 92 претендентов.

Со 2 октября 2000 года, согласно совместному приказу Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Управления Судебного департамента в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, мировые судьи официально приступили к отправлению правосудия. В  то  время  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от  29  декабря  1999  года  №  218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» на территории округа осуществляли свою деятельность 60 мировых судей.  

Если  обратиться  к  статистике   начала  2000-х  годов,  можно   составить  представление о  социальном  портрете  кандидатов,  из  которых  был  сформирован  институт  мировых  судей в нашем округе:

 

 

 

В должности мирового судьи к концу 2000 года в округе трудилось 25 мужчин и 35 женщин.

Безусловно, профессионализм, в том числе практический опыт работы в области юриспруденции,  явился  одним  из  основных   критериев   качественного   отбора   кандидатов на должность мирового судьи. Хотя, первым мировым судьям, конечно же, пришлось столкнуться не только с отсутствием судейского опыта работы, но и с отсутствием наработанной годами практики.

С нуля пришлось создавать и резерв работников аппаратов мировых судей – специалистов, которые  должны  обеспечивать  качественное,  полное  и  своевременное  отправление правосудия мировыми судьями. Постановлением Президиума Правительства автономного округа от 15 сентября 2000 года № 162 утверждена первая общая штатная численность аппаратов мировых судей в количестве 253 человек.

Поскольку на этапе становления мировой юстиции не были четко определены ни правовой статут  работников  аппарата  мирового  судьи,  ни   порядок  их  зачисления  в  штат,  подбор кадров и оформление трудовых отношений с работниками аппаратов мировых судей осуществлялись непосредственно на судебных участках. Это также позволило в максимально сжатые сроки создать на судебных участках коллективы специалистов, обеспечивающих процессуальную деятельность мирового судьи и осуществляющих ведение судебного делопроизводства.

         Самое  сложное,  с  чем  пришлось  столкнуться  с  началом  деятельности  мировых  судей – это с их размещением на судебных участках. Для осуществления правосудия мировых судей требовалось обеспечить служебными помещениями – залами судебных заседаний, рабочими кабинетами, соответствовавшими требованиям удобства функционирования и доступности населению. Во многом данная проблема решалась благодаря главам муниципальных образований, которые, понимая важность и необходимость создания мировой юстиции в округе, оказали посильную помощь в вопросе предоставления помещений для мировых судей, проведения в них капитальных и текущих ремонтов.      

В течение 2001 года на судебных участках были созданы все необходимые условия – рабочие места оборудованы оргтехникой и офисной мебелью, сейфами и металлическими шкафами для хранения судебных дел, залы судебных заседаний оснащены специальной мебелью, решен  вопрос  с  обеспечением  мировых  судей  служебным  автотранспортом,  охраной  зданий и помещений, занимаемых мировыми судьями.

Параллельно проводилась работа по информационно-правовому обеспечению деятельности мировых судей, в частности по внедрению справочно-правовой системы «Гарант». В 2000-2001 годах с мировыми судьями и работниками их аппаратов проводились обучающие семинары по использованию ресурсов указанной справочно-правовой системы.

  

Об органах, координирующих деятельность мировых судей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

 

На первоначальном этапе развития мировой юстиции в автономном округе организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществлялось Управлением Судебного департамента в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Еще в октябре 1999 года Администрацией Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Управлением Судебного департамента в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре подписано соглашение о порядке взаимодействия в области организационного обеспечения деятельности мировых судей автономного округа. Целями соглашения, как указано в его тексте, послужили сохранение единства судебной системы и введение института мировых судей. Стороны договорились совместно осуществлять организационное обеспечение деятельности мировых судей, включающее в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия и укрепления самостоятельности мировых судей.

Впоследствии постановлением Губернатора автономного округа от 18 июля 2005 года № 95 было создано Управление по обеспечению деятельности мировых судей Ханты-Мансийского автономного   округа  –  Югры,  которое  16  ноября  2006  года  преобразовано  в  Департамент по вопросам юстиции Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В 2010 году в соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 30 июня 2010 года № 113 вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей переданы в компетенцию Департамента управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В 2015 году в соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 ноября 2015 года  № 144 «О реорганизации некоторых органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, внесении изменений  и признании утратившими силу некоторых постановлений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» функции Департамента управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе по осуществлению обеспечения деятельности мировых судей автономного округа, переданы Аппарату  Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В 2023 году в соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 января 2023 года № 9 «О Департаменте административного обеспечения  Ханты-Мансийского  автономного  округа  –  Югры,  передаче  отдельных  функций и полномочий исполнительных  органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» функция Аппарата Губернатора автономного округа по обеспечению деятельности мировых судей автономного округа передана в Департамент административного обеспечения автономного округа.

Конечно, при создании в 1999, 2000 годах в автономном округе в рекордно короткие сроки действующего механизма мировой юстиции от органов, курирующих в то время вопросы деятельности  мировых  судей,  потребовалась  колоссальная  координация  усилий.  Однако,  это не  означает,  что  после  создания  мировой  юстиции  все  проблемы  были  решены окончательно и бесповоротно. Для поддержания на достойном уровне условий для осуществления правосудия мировыми судьями требуется постоянно проводить комплексные мероприятия, в том числе по текущему и капитальному ремонту зданий и помещений, занимаемых   мировыми   судьями,   по   выделению   дополнительных  площадей  размещения, по  совершенствованию  материально-технической  базы,  систем  обеспечения   безопасности, по  организации  дополнительного  обучения,  курсов  повышения  квалификации  мировых судей и работников их аппаратов, по ведению судебной статистики, совершенствованию организации судебного делопроизводства и работы архива мировых судей, по информатизации деятельности мировых судей и работников их аппаратов и т.п.     

  

 

 

 

 

  • Разработка сайта -
Яндекс.Метрика